В соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.07.2007 № 60н с 10.08.2007 г. турфирмы должны перейти на использование новых бланков строгой отчетности «Туристская путевка». После некоторой паузы, связанной с ожиданием реакции заинтересованных органов государственной власти, турфирмы разделились: одни стали совместно заказывать бланки, увеличивая тем самым тиражи и одновременно уменьшая их стоимость, другие – отказались от туристских путевок, перейдя на использование исключительно контрольно-кассовых машин. Однако до сих пор правомерность действий последних вызывает споры.
Вначале остановимся на истории вопроса. Министерство финансов Российской Федерации письмом от 10 апреля 1996 г. № 16-00-30-19 "Об утверждении форм документов строгой отчетности" утверждает по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно - кассовым машинам форму ТУР-1 "Туристская путевка", используемую при расчетах с населением для учета наличных денежных средств без применения контрольно - кассовых машин, как бланк строгой отчетности.
Во исполнение пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" Правительство Российской Федерации в Постановлении от 31.03.2005 № 171 устанавливает, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с Положением, предусмотренным Постановлением, но не позднее 1 сентября 2007 г.
С 10 августа 2007 г. Министерство финансов Российской Федерации Приказом от 09.07.2007 № 60н "Об утверждении формы бланка строгой отчетности" утверждает новую форму бланка строгой отчетности "Туристская путевка".
Стоит отметить, что 21.05.2008 г. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 № 171 утрачивает силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники", в котором устанавливается, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 г. № 171 до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 № 359, применяются всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими населению услуги тех видов, в отношении которых эти формы бланков утверждены.
Таким образом, по замыслу законодателя с 24.02.1997 г. по 09.08.2007 г. действовал бланк строгой отчетности ТУР-1 "Туристская путевка", утвержденный письмом Министерства финансов Российской Федерации от 10 апреля 1996 г. № 16-00-30-19, а с 10.08.2007 г. по настоящее время действует бланк строгой отчетности «Туристская путевка», утвержденный Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.07.2007 № 60н. Однако в связи с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 № 171 к обязательным реквизитам бланка строгой отчетности, фактически бланк строгой отчетности «Туристская путевка», утвержденный Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.07.2007 № 60н начал действовать только с 01.02.2008 г. (включение в Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 соответствующего кода для формы «Туристская путевка»; Изменение 43/2007 ОКУД, принято и введено в действие Приказом Ростехрегулирования от 16.11.2007 N 312-ст). Возникла достаточно неоднозначная ситуация: 09.08.2007 г. прекратил действовать бланк строгой отчетности ТУР-1 "Туристская путевка", а новый бланк "Туристская путевка" вступил в силу только 01.02.2008 г., т.е. в период с 10.08.2007 г. по 31.01.2008 г. бланк строгой отчетности, который могли бы применять турфирмы при расчетах с населением для учета наличных денежных средств без применения контрольно - кассовых машин, отсутствовал. Турфирмы разрешали такую правовую коллизию, руководствуясь собственными соображениями. Полагаю, турфирмам правильнее в этом периоде было бы при расчетах с населением для учета наличных денежных средств применять контрольно - кассовую машину, не используя бланки строгой отчетности вовсе.

Тем не менее, проблемы применения той или иной формы бланка строгой отчетности «Туристская путевка» явились для турфирм отнюдь не единственными и далеко не самыми значимыми. На первый план вышло обсуждение того, какую степень защиты должны иметь новые бланки, где их печатать, по какой цене и пр. Вполне естественным стало желание многих турфирм полностью отказаться от использования каких-либо бланков, а применять исключительно контрольно-кассовую машину. Неоднозначность некоторых положений туристского законодательства позволяет пойти и этим путем.
Казалось бы, основным препятствием к отказу от использования бланка строгой отчетности «Туристская путевка» является ст.10 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", в которой закрепляется, что условия путешествия и общая цена туристского продукта указываются в туристской путевке, являющейся неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта. При этом на первый взгляд никаких исключений (например, наличие контрольно-кассовой машины) из этого правила закон не предусматривает.
Теперь обратим внимание на само определение туристской путевки - документ, содержащий условия путешествия, подтверждающий факт оплаты туристского продукта и являющийся бланком строгой отчетности (ст.1 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ). Т.е. законодатель определяет, что документ, называемый «туристская путевка», может быть действительно таковым лишь в случае его соответствия 3-м критериям в совокупности: 1) он должен содержать условия путешествия; 2) он должен подтверждать факт оплаты туристского продукта; 3) он должен являться бланком строгой отчетности.
Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" прямо указывает на то, что документ, оформленный на бланке строгой отчетности, приравнивается к кассовому чеку (и, соответственно, наоборот: кассовый чек приравнивается к документу, оформленному на бланке строгой отчетности). Аналогичное положение содержится в Федеральном законе от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Более того, указанные нормативно-правовые акты не допускают одновременного применения контрольно-кассовой машины и бланков строгой отчетности, предлагая организациям и индивидуальным предпринимателям сделать выбор.
Следовательно, специальное законодательство позволяет не применять бланки строгой отчетности, выдавая при этом кассовые чеки, которые заменяют как бланки строгой отчетности (третья составляющая понятия «туристская путевка»), так и подтверждают факт оплаты туристского продукта (вторая составляющая). Условия путешествия (первая составляющая) чаще всего содержатся в договоре о реализации туристского продукта либо в приложениях к нему.
Таким образом, законодатель оставил возможность отказаться от использования бланка строгой отчетности «Туристская путевка», при условии его адекватной замены.
Первым на вопросы турфирм ответил Ростуризм, в информационном письме от 16.08.2007 г.: «Согласно Положению о бланках строгой отчетности туристская путевка используется исключительно при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при оказании услуг населению. В этих случаях туристская путевка является неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта. При осуществлении денежных расчетов по договору о реализации туристского продукта в безналичной форме или с использованием контрольно-кассовой техники туристская путевка не должна применяться и, соответственно, не может являться неотъемлемой частью указанного договора».
В Письме от 31.08.2007 № 0100/8935-07-32 "Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания" Роспотребнадзор обходит стороной обсуждаемую проблему, затрагивая лишь общие моменты: «Согласно положениям ст. ст. 1 и 10 Закона об основах туристской деятельности туристская путевка является неотъемлемой частью договора, подтверждающей факт оплаты туристского продукта. Вследствие императивного характера указанных норм оформление туристской путевки обязательно, при этом туристская путевка является, прежде всего, бланком строгой отчетности, приравненным к кассовому чеку согласно положениям п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 № 171 "Об утверждении положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники".
И хоть Письма Ростуризма и Роспотребнадзора не являются нормативно-правовыми актами, не обязательны для всеобщего применения, позиция федеральных органов государственной власти не может не быть принята во внимание.
Думается, в настоящий момент турфирмы, применяющие контрольно-кассовые машины, вполне могут обойтись без оформления туристских путевок.