Применение «Общероссийского классификатора видов экономической деятельности»
На сегодняшний день действуют два Общероссийских классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД):
- «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1), введенный Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 № 454-ст;
- «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), введенный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 № 329-ст.
В настоящей статье будет проведен сравнительный анализ вышеуказанных классификаторов, а также обращено внимание на ответственность организаций и индивидуальных предпринимателей, связанную с применением ОКВЭД.
ОКВЭД предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них.
ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1) введен в действие с 01.01.2003 г. Изменение 1/2007 ОКВЭД вводит в действие на период с 01.01.2008 г. до 01.01.2011 г. ОКВЭД ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) для его использования совместно с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности при проведении всероссийского экономического обследования хозяйствующих субъектов и разработке базовых таблиц "затраты-выпуск" без отмены ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1).
ОКВЭД ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) используется при решении следующих основных задач, связанных с:
- осуществлением государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов;
- подготовкой статистической информации для сопоставления на международном уровне.
Таким образом, на период с с 01.01.2008 г. до 01.01.2011 г. ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) используется при решении следующих основных задач, связанных с:
- классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации;
- определением основного и других фактически осуществляемых видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов;
- разработкой нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности;
- кодированием информации о видах экономической деятельности в информационных системах и ресурсах, едином государственном регистре предприятий и организаций, других информационных регистрах;
- обеспечением потребностей органов государственной власти и управления в информации о видах экономической деятельности при решении аналитических задач.
Последние три задачи ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), как и обе задачи ОКВЭД ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), являются внутренними для государственных органов, тогда как первые две задачи ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) имеют прямое отношение к субъектам предпринимательской деятельности, налагая на них определенные обязанности.
В частности ФНС РФ в Письме от 25.09.2008 № ЧД-6-6/671@ "О применении Общероссийского классификатора видов экономической деятельности при государственной регистрации" обращает внимание заинтересованных лиц, что для целей государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств используется ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1).
При государственной регистрации создаваемого юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также в ряде других случаев, связанных с обращениями в регистрирующий орган (например, для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица), в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по утвержденной форме, в которой имеется отдельный лист для внесения заявителем сведений о видах экономической деятельности (код по ОКВЭД, наименование вида деятельности). В случае незаполнения такого листа регистрирующий орган вправе отказать в регистрации. Заявитель вправе указать любые виды экономической деятельности, в том числе и те, которыми он планирует заниматься не непосредственно после регистрации, а спустя определенное, иногда довольно продолжительное, время. При этом обязанности осуществлять исключительно указанные в заявлении виды деятельности у субъекта предпринимательской деятельности не возникает, он вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством.
Почти всегда субъекты предпринимательской деятельности в процессе своего развития начинают вести виды деятельности, не указанные в заявлении при регистрации, либо вовсе меняют основной вид экономической деятельности. Несмотря на то, что законодательством не установлена обязанность по сообщению юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в регистрирующий орган сведений о кодах по ОКВЭД в случае их изменения (Письмо ФНС РФ от 26.09.2005 № ВЕ-6-09/795@ «О проведении регистрирующими органами разъяснительных мероприятий о необходимости дополнения сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, сведениями о кодах по ОКВЭД»), государственные органы зачастую ставят ряд своих действий в зависимость от наличия в ЕГРЮЛ, ЕГРИП того или иного кода по ОКВЭД.
Вместе с тем ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 24.05.2006 № Ф04-850/2006(22654-А27-34) пришел к выводу, что отсутствие кодов по ОКВЭД не является основанием для отказа в предоставлении налоговой льготы, поскольку налоговым законодательством не предусмотрено, что отсутствие соответствующих кодов влечет такой отказ. Как указал суд, коды по ОКВЭД предназначены для целей государственной статистики и не регулируют правоотношения в целях налогового законодательства.
Аналогичную точку зрения выразил и ФАС Поволжского округа в Постановлениях от 01.02.2006 № А72-7600/2005-6/483 и от 12.04.2007 № А55-14407/06-22, а также ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 23.08.2006 № Ф04-4302/2006(24413-А27-34).
Кроме заявления о государственной регистрации, существует также ряд других, утвержденных уполномоченными органами форм документов, в которых указываются коды по ОКВЭД (перечень не исчерпывающий, указаны основные документы).
При общей системе налогообложения:
- бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках;
- налоговая декларация по налогу на прибыль организаций;
- налоговая декларация по налогу на имущество;
- налоговая декларация по транспортному налогу;
- налоговая декларация по ЕСН и пр.
При упрощенной системе налогообложения:
- налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
При системе налогообложения в виде ЕНВД:
- налоговая декларация по единому налогу на вмененный доход.
В большинстве случаев указание кода по ОКВЭД в соответствии с ЕГРЮЛ, ЕГРИП вне зависимости от фактического осуществляемого вида деятельности формальность. Однако налогоплательщик несет обязанности в соответствии с действующим законодательством вести учет и платить налоги, при этом тот же ЕНВД напрямую зависит от осуществляемого налогоплательщиком вида деятельности. Таким образом, при осуществлении вида деятельности, не указанного в ЕГРЮЛ, ЕГРИП, налогоплательщик не обязан вносить изменения в единый государственный реестр, однако обязан правильно вести учет и исчислять налоги, указывая фактический код по ОКВЭД.
За исключение инспекций ФНС РФ информация о кодах по ОКВЭД подается также в ФСС и Красноярскстат. Последний является государственным органом, поэтому в соответствии с п.14 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (утв. Постановлением Правительства РФ № 620 от 18.08.2008 г.) и ст.13.19. КоАП РФ нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей. В отношении непредставления в органы статистики бухгалтерской отчетности можно привести другую статью - 19.7 КоАП РФ, согласно которой непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
В случае если в установленный срок не будет выполнено требование об исправлении недостоверной отчетности, в соответствии с п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ Красноярскстатом может быть наложен штраф: на предпринимателей - от трехсот до пятисот руб., на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч руб. или дисквалификация на срок до трех лет, на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч руб.
В ФСС субъекты предпринимательской деятельности на основании поданных при регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя документов получают уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в котором определяется страховой тариф в процентном отношении к начисленной оплате труда. Безусловно, для предпринимателя выгодно указать вид деятельности, имеющий минимальный класс профессионального риска. При этом в случае намеренного указания при регистрации основного вида деятельности, которым предприниматель заниматься не собирается, исключительно в целях получения наименьшего страхового тарифа, ответственности, предусмотренной вышеуказанными статьями КоАП РФ либо иными нормативно-правовыми актами субъект предпринимательской деятельности нести не будет, т.к., во-первых, ФСС является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, а не государственным органом, во-вторых, доказать наличие подобного умысла вряд ли представляется возможным.